суббота, 9 февраля 2013 г.

немецкая оккупация в 1918 году

На этот вопрос я отвечал так:

Вспоминая своих земляков и товарищей по борьбе, я иногда невольно сам себе задаю вопросы: Откуда у меня, простого деревенского парня с середняцкой психологией, к тому же по профессии чиновника-служащего, бралась воля и энергия безропотно переносить все эти тягости и лишения в борьбе за Диктатуру пролетариата? За Коммунизм? Ведь я лично никогда не был пролетарием, а всю почти свою жизнь прожил среди крестьян и служащих. И далее: Откуда бралась железная воля и энергия у моих земляков-чернухан, боровшихся с таким героизмом и самопожертвованием за Диктатуру пролетариата? За коммунизм? Ведь большинство из них - зажиточные крестьяне-середняки, не имеющие понятия, что такое диктатура пролетариата.

Когда бы я не проходил мимо этой могилы и памятника, я всегда остановлюсь, сниму головной убор и отдаю честно свой священный долг перед ними.

Большинство погибших похоронены в братской могиле в центре села Чернухино, где благодаря нашим заботам с Терентием Харитоновичем Спиридоновым поставлен памятник героям партизанам.

Погибшим вечный покой и слава! Живым вечная благодарность от потомства.

При контратаке с Сашкой Аксёновым я первым выбежал на ж.д. полотно пули свистели, а я кричал ура! За полотном лежали белые и на моих глазах поднимались и убегали буквально из-под моих ног, и опять ни одна пуля не зацепила. Таких случаев необыкновенной удачи для меня было много. И теперь, когда я вспоминаю эту партизанскую эпопею, длившуюся с 18 ноября 1918 года по 9 марта 1919 года, я нахожу это время самым ценным и счастливым, что остался жив и невредим. Да, это лучшие боевые дни во всей моей жизни. Часто находились на волоске от смерти, хлебали горюшко вдоволь. И голодали, и холодали, и чего только не испытали, но всё это пережито с энтузиазмом и гордостью, и теперь забыто. Кануло в вечность. Пролетело как чудесный сон. Сохранилось лишь в памяти чувство редчайшей дружбы боевых товарищей и чувство гордости за наши славные дела, за наше землячество. На всю жизнь сохраняю в сердце своём самое лучшее чувство безграничной любви и благодарности ко всем моим землякам партизанам. За эти славные дела. Они были настоящими героями, они нигде и ни разу не пошатнулись и не подвели нас, а всегда и всюду держали себя и наш партизанский отряд достойно, как положено сынам великого советского народа.

Не могу забыть, как однажды около водокачки 8 км, когда мы часто наступали из Мануиловки и отступали, я по своей инициативе прорвался далеко вперёд от своей цепи. И когда стал спускаться по обратному скату косогора к балке Чернушке, я попал на мушку пулемётчика-снайпера белых, стрелявшего с окраины с. Чернухино по мне. Пули всё время свистели вокруг меня, так близко, что я поневоле струсил. Хотя цепь наша давно отошла назад к Софиевке, а я не могу двинуться с места, т.к. всё время снайпер не прекращает стрелять по мне, и очень метко. Я прилёг за небольшим бугорком и долго ждал удобного момента, чтобы бежать назад, но как только пошевельнусь, он зорко следил и начинал стрелять ещё ближе и опаснее. Вижу, что не будет этому конца. Подхватился и побежал, что есть мочи в лесок к водокачке, хотя делаю крюк, обстрел по мне усилился очередями. Пули буквально между ног шлёпают в грязь. Когда выскочил в кустарник обстрел прекратился. Я передохнул и пошел по берегу к зданию водокачки и зашел к своему хорошему приятелю Решетняку. Он посмотрел на меня и спрашивает, почему я такой бледный? Я показал ему свою чумарку и шапку, изрешеченные пулями, и он поразился, как я мог остаться живым.

За себя говорить неприлично, но я не могу умолчать. Во всех сражениях я лично принимал участие, не зная страха. Очень часто был на волоске от смерти и остался невредим. Так же как и герой наш и мой друг Пастухов Владимир Николаевич.

Вечная им память и Слава.

Поскольку речь зашла о погибших, я должен добавить, что самым первым из бойцов нашего первого отряда погиб дядя Вася Шапуненков, затем Ерёменко Степан «Мишин», Баранов Захар Максимович, Аксёнов Охрем «Лупанов» на ст. Мануиловка при ж.д. аварии погиб Афонин Михаил «сын писаря», в Алчевске на митинге от шальной пули погиб Бахарев Иван. Погиб где-то за Ворошиловградом, ставший командиром полка наш первый командир отряда тов. Петров Иван Ефимович «Буцков». В боях под Чистяково погиб командир повстанческого полка тов. Резниченко Михаил, бывший комендант ст. Дебальцево при украинцах. Он перешел к нам ещё в Алчевском и похоронен в братской могиле Дебальцево с почестями. Мне ещё пришлось держать надгробную речь над своим доброжелателем в период подполья.

Так нелепо в расцвете своих сил погиб мой самый близкий и самый любимый друг Александр Кузьмич Аксёнов, подававший большие надежды на крупного советского работника. В этом же бою погибли ещё два наших партизана: Филька Царёнок и тов. Устин, фамилию я его не знал и позже не узнал. Знал, что он был одинокий, без родных, жил рядом с Касьяном Чаплыкиным по шляху вверх.

Дело сделано, теперь можно и возвращаться в село. Когда я возвращался, мне показалось странным, что нигде не вижу Сашки, и даже подумал, не убит ли он. В это время со мной повстречался один богучанец и нёс кожаную тужурку, похожую на Сашкину. Хотел спросить, но не решился. Иду дальше, встречаю своих партизан земляков. Спрашиваю: Не видели ли они Сашку Аксёнова? Они сказали: он убит, показали, где лежал его труп, который недавно увезли на подводе в Ревком. Я опешил, меня просто поразила эта новость. Бегу в Ревком, не застаю, его увезли домой на Лемешовку. Туда идти мне не по пути, и я решаю идти на станцию, ехать в Дебальцево и организовать оркестр на похороны Сашки.

Расчёты наши оправдались. Мы обошли всю отходящую цепь, пристыдили их. От кого бежите?! Остановили отход и первыми бросились в контратаку против реденькой наступающей цепи белых, прорвали их цепь, продвинулись вперёд, и белые начали откатываться назад. И теперь пошли в атаку и богучарцы. Мы отогнали белых за полотно ж.д. возле Тришкиной будки. Я первый выскочил на ж.д. полотно и видел, как белые подхватывались с обратной стороны полотна и бежали по всему фронту по направлению к своему бронепоезду, стоявшему у мостиков, где теперь разъезд Редкодуб, а затем ушли в сторону ст. Рассыпная.

Недолго мы беседовали с ним, как стали свидетелями бегства наших отступающих по селу солдат, так называемых «Богучарских капелюшников», которые были призваны в Красную Армию без желания, в своей одежде и капелюхах, и воевали очень плохо. Скоро начался артобстрел села с бронепоезда. Видя неустойчивость наших богучарцев и угрозу оставления ими села, мы взяли в руки винтовки и решили с Сашкой влиться в их ряды, поднять их настроение, приостановить отход, увлечь в наступление и спасти положение.

Несмотря на большую занятость по своей работе в Дебальцево, я однажды вырвался в Чернухино к матери и пошел навестить своего друга Сашку Аксёнова. Он, после занятия села нашими, был назначен Председателем Чернухинского Ревкома.

*********************************************

Начало смотреть "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА".

это продолжение 1,2 и 3 частей II главы "Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба"

Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба -

Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба - (Иван Змиёв) / мемуары / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий