Первые попытки механически увеличить размеры юрты не дали положительных результатов, так как простое увеличение масштабов жилой юрты имело предел, который определялся конструктивными возможностями отдельных ее элементов. Решение задачи заключалось в изменении несущей конструкции, то есть стены. При этом необходимо было не только усилить стену, но и сохранить все ее основные качества.
Но по мере роста кочующих монастырей и монастырской общины, когда при богослужении все ламы должны были собираться вместе, храм типа обычной жилой юрты уже не мог вместить всех молящихся.
Будда из монастыря Эрдэни-Дзу. Начало XIX в. Увэр-Хангайский аймак
По мере распространения в Монголии ламаизма вставала необходимость сооружения нового типа - храма. Первоначально эту проблему пытались решить, устраивая в юртах домашние молельни. Например, в такую молельню была обращена юрта Абатай-хана, которая получила название Барунорго - Западный дворец.
Проблема создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, была успешно решена, доказательством чему служит использование юрты монголами до сегодняшнего дня.
Статуя Дзонхавы в монастыре Гандан. Начало XX в. Улан-Батор
Иногда использовали в качестве жилища верхнюю часть юрты: тоно с закрепленными в нем жердями-уни ставили прямо на землю. Такое жилище называлось овохой, или хатгур. Недостатком по сравнению с майханом был относительно большой вес, но зато оно могло отапливаться и иметь теплое покрытие.
Помимо юрты, монголы во время дальних поездок из родного кочевья пользовались палатками - майханами, легкими, простыми, устойчивыми, быстро устанавливаемыми. Их конструкция состоит из трех шестов: два устанавливаются вертикально и один между ними горизонтально. На них крепятся покрытия: два боковых прямоугольных полотнища и четыре треугольных в торцах палатки. Нижние концы полотнищ крепятся к железным или деревянным кольям, забитым в землю. Майханы обычно имели покрытия, украшенные яркими причудливыми орнаментами.
Фрагмент статуи Бодисатвы из Булганского аймака. Камень. XVI в. МИИ
Интерьер юрты очень прост, но каждая вещь имела свое раз и навсегда установленное место. В центре, под тоно, находился очаг, который в XIX веке заменила железная печка с трубой, выведенной в тоно. Северная половина юрты - самая почетная. Там устраивался домашний алтарик, там же сажали почетных гостей. Восточная часть юрты считалась хозяйской. Остальные члены семьи располагались в западной части юрты.
Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двухстворчатая дверь. Иногда в зимнее время ко входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.
Фрагмент статуи Будды из Булганского аймака. Камень. XVI в. МИИ
Кровля юрты составлялась из жер-дей-уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг-тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.
Основные элементы юрты-деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой.
Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. Папье-маше, кораллы, медь. XIX в. МИИ
Монгольская национальная архитектура формировалась под воздействием окружающей климатической среды и условий кочевой жизни. Основным видом жилища была сборно-разборная юрта, которая вытеснила жилища, установленные на телегах. Характерными чертами средневековой монгольской архитектуры были простота и прочность конструкции, целесообразность каждой детали и их взаимозаменяемость, удобство транспортировки.
Архитектура Монголии XVI - начала XX века
Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU
Пользовательского поиска
Архитектура Монголии XVI - начала XX века [1984 Цултэм Н.-О - Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века]
Комментариев нет:
Отправить комментарий