суббота, 9 февраля 2013 г.

конструкции каркас папье маше архитектура

Первые попытки механически увеличить размеры юрты не дали положительных результатов, так как простое увеличение масштабов жилой юрты имело предел, который определялся конструктивными возможностями отдельных ее элементов. Решение задачи заключалось в изменении несущей конструкции, то есть стены. При этом необходимо было не только усилить стену, но и сохранить все ее основные качества.

Но по мере роста кочующих монастырей и монастырской общины, когда при богослужении все ламы должны были собираться вместе, храм типа обычной жилой юрты уже не мог вместить всех молящихся.

Будда из монастыря Эрдэни-Дзу. Начало XIX в. Увэр-Хангайский аймак

По мере распространения в Монголии ламаизма вставала необходимость сооружения нового типа - храма. Первоначально эту проблему пытались решить, устраивая в юртах домашние молельни. Например, в такую молельню была обращена юрта Абатай-хана, которая получила название Барунорго - Западный дворец.

Проблема создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, была успешно решена, доказательством чему служит использование юрты монголами до сегодняшнего дня.

Статуя Дзонхавы в монастыре Гандан. Начало XX в. Улан-Батор

Иногда использовали в качестве жилища верхнюю часть юрты: тоно с закрепленными в нем жердями-уни ставили прямо на землю. Такое жилище называлось овохой, или хатгур. Недостатком по сравнению с майханом был относительно большой вес, но зато оно могло отапливаться и иметь теплое покрытие.

Помимо юрты, монголы во время дальних поездок из родного кочевья пользовались палатками - майханами, легкими, простыми, устойчивыми, быстро устанавливаемыми. Их конструкция состоит из трех шестов: два устанавливаются вертикально и один между ними горизонтально. На них крепятся покрытия: два боковых прямоугольных полотнища и четыре треугольных в торцах палатки. Нижние концы полотнищ крепятся к железным или деревянным кольям, забитым в землю. Майханы обычно имели покрытия, украшенные яркими причудливыми орнаментами.

Фрагмент статуи Бодисатвы из Булганского аймака. Камень. XVI в. МИИ

Интерьер юрты очень прост, но каждая вещь имела свое раз и навсегда установленное место. В центре, под тоно, находился очаг, который в XIX веке заменила железная печка с трубой, выведенной в тоно. Северная половина юрты - самая почетная. Там устраивался домашний алтарик, там же сажали почетных гостей. Восточная часть юрты считалась хозяйской. Остальные члены семьи располагались в западной части юрты.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двухстворчатая дверь. Иногда в зимнее время ко входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Фрагмент статуи Будды из Булганского аймака. Камень. XVI в. МИИ

Кровля юрты составлялась из жер-дей-уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг-тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Основные элементы юрты-деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой.

Пунцог-Осор. Бегдзе-Дармапала. Маска для религиозной церемонии цам. Папье-маше, кораллы, медь. XIX в. МИИ

Монгольская национальная архитектура формировалась под воздействием окружающей климатической среды и условий кочевой жизни. Основным видом жилища была сборно-разборная юрта, которая вытеснила жилища, установленные на телегах. Характерными чертами средневековой монгольской архитектуры были простота и прочность конструкции, целесообразность каждой детали и их взаимозаменяемость, удобство транспортировки.

Архитектура Монголии XVI - начала XX века

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

Пользовательского поиска

Архитектура Монголии XVI - начала XX века [1984 Цултэм Н.-О - Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века]

Комментариев нет:

Отправить комментарий