четверг, 7 февраля 2013 г.

малый бизнес перерабатывающий цех

Между тем Тигран Матинян уверяет, что сегмент быстро растет: до кризиса он прибавлял по 20% в год за счет роста интереса к здоровым продуктам и числа детей-аллергиков. Прогнозирует предприниматель и дальнейшее развитие: «В 2000 году емкость российского рынка козьего молока составляла 500 тонн в год, а к 2008 году выросла до 3 000 тонн. Сейчас, похоже, из-за кризиса рынок упал до двух тысяч. В ближайший год он должен вырасти до 2 500 тонн».

«Я полностью на сухом молоке работаю, делаю молочный напиток», говорит Андрей Лукашин, владелец марки «Маргарета». С принятием регламента слово «молоко» на пачках «Маргареты» заменили на «качество». Но похоже, что эту замену заметили далеко не все покупатели. Ведь когда видишь написанное на пачке крупным шрифтом слово «Козье», не возникает причин сомневаться в том, что покупаешь именно молоко. Тем не менее Лукашин недоволен: «Я не хочу ни на кого жаловаться, но продажи у нас упали даже не буду говорить, на сколько». Пессимистично Лукашин оценивает и рынок козьего молока в целом, утверждая, что он никому не интересен и «загибается».

Кроме того, «Экмолу» подпортил бизнес молочный техрегламент (вступивший в силу в декабре 2008 года и предписывающий производителям при использовании в продукте сухого молока использовать термин «молочный напиток»).

Правда, обогнать «Экмол» у «Чистой линии» не получилось, несмотря на широкое присутствие в торговых сетях. Если «Чистая линия» продает, со слов Матиняна, 700 тонн молока в год, то «Экмол» до кризиса сбывал до двух тысяч тонн. Против «Чистой линии» долгое время играл тот факт, что ее молоко стоило примерно на 30% дороже «Маргареты» за счет более дорогостоящего производства и тары (компания работает со стеклом). Однако кризис изменил ситуацию: «Экмол», закупающий сырье в Европе, из-за роста евро вынужден был повысить цены, и теперь его продукция стоит примерно одинаково с молоком «Чистой линии».

Многие начинающие фермеры-козоводы в России стремятся привезти из-за рубежа сотню другую зааненских коз в расчете на их высокую продуктивность, однако эксперты предупреждают: без используемых на Западе технологий кормления, содержания и доения коз даже самые породистые особи могут не продемонстрировать ожидаемых результатов.

Специалисты полагают, что именно зааненские козы лучший «материал» для средних и крупных ферм. И не только из-за высоких удоев. Полученное от них молочное сырье является универсальным подходит как для производства пастеризованного молока, так и для переработки. Помимо этого, оно обладает жирностью, достаточной для производства масла, творога и других продуктов. Из всех пород коз только зааненская у нас в стране полностью «легализована» включена в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию в РФ. А значит, создать племенное хозяйство на основе этой породы будет легче.

Одна из самых распространенных в мире молочных пород коз зааненская, выведенная в Швейцарии в долине реки Заане. Зааненская коза обладает самой высокой молочной продуктивностью. На фермах, где используется интенсивная промышленная технология, годовой удой зааненских коз может доходить до 1 200 килограммов. А мировой рекорд 3 507 килограммов за лактацию. «Зааненку» используют для улучшения молочного стада во всех странах мира, в том числе и в России.

Заграничная зааненская

Затем в этот сегмент выдвинулась созданная Тиграном Матиняном и Гагиком Эвояном подмосковная компания «Чистая линия», которая давно специализируется на нетрадиционных молочных продуктах, уклоняясь от лобовой конкуренции с гигантами «молочки». «Подняться» выходцами из Кировакана удалось на производстве этнических напитков танов-айранов. В 2003 году «Чистая линия» начала выпуск козьего молока. В отличие от «Экмола», который работает на импортном сырье, компания Матиняна и Эвояна развивает собственную козью ферму на базе подмосковного колхоза «Красная нива».

Поставки на российский рынок стерилизованного козьего молока с полугодовым сроком хранения первой начала компания «Экмол» («Экзотическое молоко») в 1998–1999 годах. Продукция закупалась в Венгрии и продавалась в России под маркой «Маргарета». Несколько лет у «Экмола» практически не было конкурентов: кроме «Маргареты», на полках изредка появлялись небольшие партии французского козьего молока.

Молоко или качество?

Но прочно закрепиться в этой нише пока сумели лишь считанные единицы компаний.

На российских прилавках этот полезный продукт присутствует пока в весьма скромных объемах, а розничные цены на козье молоко зашкаливают, доходя в Москве до 200 рублей за литр. «Это маржинальный сегмент и перспективная ниша, которую можно грамотно освоить», полагает Павел Исаев, директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка».

У козьего молока есть постоянная аудитория дети, страдающие аллергией и диатезом (им этот продукт рекомендуют врачи), а также взрослые, которым коровье молоко по медицинским причинам противопоказано. Но это лишь ядро. Существенно расширить «электорат» игрокам рынка удается за счет потребителей, неравнодушных к «здоровым» молочным продуктам. Взять хотя бы тот факт, что козье молоко усваивается организмом в несколько раз лучше коровьего.

У Владимира Кожанова, совладельца козьей фермы «Лукоз» и Сернурского сырзавода (Йошкар-Ола) с детства был комплекс, из-за которого он полтора года не мог заставить себя попробовать собственную продукцию. «Напоили меня как-то козьим молоком… — вспоминает он. Мне тогда и шести лет не было. Я горько всплакнул, выплюнул его и больше не пил». Таких «закомплексованных» потребителей много. Все дело в своеобразном привкусе напитка, который далеко не всем по нраву. Впрочем, производители убеждают: благодаря современным технологиям дойки и ухода за животными им давно удалось «вытравить» из своей продукции «козлиный дух».

БЫЛО БЫ ОШИБКОЙ СЧИТАТЬ КОЗЬЕ МОЛОКО АНАЛОГОМ РЫБЬЕГО ЖИРА, КОТОРЫЙ ДАЮТ БОЛЬНЫМ. ПУСТЬ И С ТРУДОМ, НО РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАКТАЦИИ «КОРОВЫ БЕДНЯКА» ПРЕВРАЩАЮТСЯ В МОДНЫЙ ПРОДУКТ И ДАЖЕ В ПРЕМИАЛЬНУЮ ТОВАРНУЮ КАТЕГОРИЮ.

Вера Колерова, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" 3 от 10 Марта 2010 года.

Зверь для малого бизнеса

  | производство  |    |    |    |    | 

Зверь для малого бизнеса - Региональные публикации - Бизнес-Журнал Онлайн

Комментариев нет:

Отправить комментарий